Лучшие вертолёты мира
Страна: Германия
Первый полет: 1939
Взлетная масса: 1000 кг
Двигатель: поршневой 7-цилиндровый, 160 л.с.
Максимальная скорость: 160 км/ч
• Использовать вертолёты на войне впервые решились военно-морские силы Германии во время Второй мировой. Экспериментальный одноместный вертолёт Fl 265 с двумя пересекающимися 12-метровыми винтами базировался на кораблях в Средиземном море и на Балтике. Его задачей было обнаружение вражеских подлодок с воздуха.
• Лёгкие вертолёты могли брать на борт небольшие глубинные бомбы или светящиеся маркеры, а также нести носилки с ранеными, подвешенные на стропах. Всего было выпущено шесть Fl 265. В 1942 году его сменил Fl 282 «Колибри» с открытой кабиной.
Самый быстрый: Lockheed AH-56 Cheyenne
Страна: США
Первый полет: 1967
Длина: 16,66 м
Диаметр несущего винта: 15,62 м
Высота: 4,18 м
Двигатель: турбовальный GET64, 3925 л.с.
Максимальная скорость: 393 км/ч
Потолок: 6100 м
Вооружение: носовая турель с 40-мм гранатометом М129 или 7,62-мм пулеметом XM196, основная турель с 30-мм пушкой XM140, ракеты Mk4 (70 мм), самонаводящиеся ракеты BGM-71.
• Формально «Шайенн» не вертолёт. Он относится к классу винтокрылов, ибо помимо несущего и стабилизирующего винтов имеет еще и толкающий пропеллер. На скоростях, близких к максимальной (по некоторым источникам, «Шайенн» мог превысить скорость в 400 км/ч), менее 20% подъемной силы создавалось несущим винтом. Аппарат удерживали в воздухе небольшие крылья, расположенные по бокам от фюзеляжа.
• Горизонтальная тяга создавалась толкающим пропеллером. В отличие от обычных вертолётов, сильно наклоняющихся вперед при движении на высокой скорости, «Шайенн» мог удерживать горизонтальное положение, тем самым снижая лобовое сопротивление. Ручка общего шага была поворотной, как на мотоцикле. С ее помощью пилот управлял шагом толкающего пропеллера.
• На прототипы «Шайенн» устанавливался уникальный бесшарнирный несущий винт. Традиционная конструкция втулки винта предусматривает наличие горизонтальных шарниров, которые позволяют лопастям совершать маховые движения вверх-вниз, и вертикальных шарниров, задающих опережение или отставание лопасти. Шарниры снижают нагрузки на лопасти и позволяют им занять естественное положение под действием центробежной силы, но отрицательно сказываются на управляемости машины, позволяя винту «гулять» относительно фюзеляжа.
• На вертолёте AH-56 лопасти крепились к втулке посредством специальных упругих элементов. Они удерживали нагрузки на лопастях в приемлемых рамках и в то же время делали конструкцию намного жестче. Автомат перекоса располагался над лопастями и был совмещен с гироскопическим стабилизатором. Управляющие тяги были спрятаны внутри оси несущего винта, а механизм приводов рукояток содержал пружины, сводящие к минимуму передачу вибраций на органы управления. В результате уникальные летные качества «Шайенна» сочетались с относительной простотой пилотирования.
• Пилот и стрелок располагались в просторных бронированных кокпитах. Пилот, сидящий выше, мог вести огонь с помощью инфракрасной системы наведения, встроенной в шлем. Кресло стрелка, сидящего впереди, было интегрировано в систему наведения и вращалось синхронно с основной турелью XM-52 (30-мм пушка со скорострельностью 450 выстр/мин). Пьедестал вращался вместе с перископом, приборами и большим дисплеем-картой. В носовой турели устанавливался 40-мм гранатомет или 7,62-мм пулемет Minigun. Шесть узлов подвески вооружения позволяли вертолёту нести до 907 кг дополнительного боекомплекта.
• Уникальный бесшарнирный винт AH-56 сыграл с ним злую шутку. 12 марта 1969 года пилот Дэвид Бейл, отключив системы безопасности, должен был спровоцировать циклические колебания лопастей. Жесткость упругих элементов оказалась недостаточной, чтобы выдержать резонанс. Лопасть пробила фонарь и убила пилота, вертолёт потерпел крушение. Для военных эта катастрофа стала поводом, чтобы дать задний ход.
• Машина была ещё не готова к запуску в серию, а фронт очень нуждался в вертолётах. Кроме того, армии был не нужен столь дорогой и сложный в обслуживании вертолёт. Место «Шайенна» заняла скромная «Кобра» AH-1, построенная на базе того же «Ирокеза». По боевым качествам она не могла сравниться с AH-56, зато её можно было починить, разобрав на свалке старенький Bell.
Самый маневренный: Ка-50 «Черная акула»
Страна: СССР
Первый полет: 1982
Взлетная масса: 9800 кг
Двигатель: турбовальный, 2700 л.с.
Максимальная скорость: 315 км/ч
Потолок: 5500 м
• Соосная схема несущих винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуру высшего пилотажа под названием «воронка»: сохраняя наведение на цель, вертолёт движется вокруг неё в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов. Манёвр выполняется со скоростью до 180 км/ч и обеспечивает длительное наведение на цель с одновременным уклонением от ПВО противника.
• Во время одного из испытательных полётов Ка-50 продемонстрировал способность зависать на одном месте в течение 12 часов. На вертолётах традиционной схемы это было бы невозможно из-за быстрого утомления пилота, вынужденного постоянно вручную стабилизировать машину. Наконец, «Черная акула» способна продемонстрировать в небе «мёртвую петлю».
Самый большой вертолёт: Ми-26
Страна: СССР
Первый полет: 1977
Взлетная масса: 49650 кг
Двигатель: два турбовальных по 10440 л.с.
Максимальная скорость: 295 км/ч
Потолок: 6500 м
• Работая над Ми-26, конструктор Марат Тищенко стремился создать вертолёт, способный переносить груз больше собственного веса. Ми-26 – самый крупный и самый мощный серийный вертолёт в мире. По расчётам в военно-транспортном варианте он может принять на борт 60 носилок с ранеными или 80 полностью экипированных десантников.
• На практике же Ми-26 приходилось транспортировать до 150 человек. В октябре 1999 года вертолёт на внешнем подвесе перевез 25-тонный блок льда с 23000-летним мамонтом, найденным в вечной мерзлоте Сибири.
Самый скрытный: Boeing Sikorsky RAH-66 «Команч»
Страна: США
Первый полет: 1996
Взлетная масса: 4800 кг
Двигатель: два турбовальных по 1432 л.с.
Максимальная скорость: 324 км/ч
Потолок: 4560 м
• Практически все элементы конструкции разведывательно-ударного «Команча» подчинены единой цели – сделать вертолёт невидимым и бесшумным. Плоские внешние поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, частично выполнены из композитных материалов со специальными радиопоглощающими покрытиями.
• Ракеты размещаются в двух скрытых боковых отсеках внутри фюзеляжа. В фюзеляж убирается и 20-мм пушка XM301. Было построено всего два прототипа «Команча»: военные решили, что в разведку проще посылать беспилотники, и закрыли программу.
Самый массовый вертолёт: Ми-8
Страна: СССР
Первый полет: 1965
Характеристики модификации Ми-8Т
Взлетная масса: 11100 кг
Двигатель: два турбовальных по 1500 л.с.
Максимальная скорость: 260 км/ч
Потолок: 4500 м
• Начиная с июля 1961 года было выпущено более 17000 вертолётов Ми-8 и его модификаций. Машина эксплуатируется более чем в 50 странах мира, в том числе в США, Китае, Индии, Венесуэле, ЮАР. Вертолёт используется как транспортный, десантный, медицинский, машина радиоэлектронной борьбы, минный заградитель, летающий командный пункт.
• Популярность Ми-8 вполне оправдана. Современные модификации этого неприхотливого и надежного вертолёта по-прежнему бьют рекорды. В частности, в прошлом году Ми-8 с новыми двигателями от «Мотор Сич» поднялся на высоту 8100м за 13 минут.
Самый эффективный: AH-64 «Апач»
СТРАНА: США
Первый полет: 1975
Взлетная масса: 6550 кг
Двигатель: два турбовальных по 1695 л.с.
Максимальная скорость: 293 км/ч
Потолок: 6400 м
• «Апач» – основной ударный вертолёт армий США, Великобритании, Израиля, Японии и других стран. Это одна из немногих винтокрылых машин, которым довелось играть первую скрипку в реальных боевых действиях наших дней. Именно AH-64 нанесли первый удар в операции «Буря в пустыне».
• «Апач» играл одну из главных ролей на войне в Ираке с 2003 по 2010 год. Залог успеха AH-64 – сочетание надежной конструкции, тепловой маскировки, системы шумоподавления (за счёт двух стабилизирующих винтов, расположенных под разными углами), мощной аппаратуры ночного видения и наведения на цель.
Самый универсальный вертолёт: Ми-24
Страна: СССР
Первый полет: 1969
Взлетная масса: 10500 кг
Двигатель: два турбовальных по 2800 л.с.
Максимальная скорость: 340 км/ч
Потолок: 4500 м
• Ми-24 по прозвищу «Крокодил» стал первым специализированным боевым вертолётом в СССР и вторым в мире после американского AH-1 «Кобра». В отличие от двухместной «Кобры», Ми-24 воплотил в себе концепцию «летающего БМП»: в его средней части располагалась грузовая кабина, в которой можно было транспортировать восемь человек.
• «Крокодил» мог высадить десант и самостоятельно обеспечить ему огневое прикрытие. Однако принцип «летающего БМП» не оправдал ожиданий: в большинстве случаев вертолёт использовался как ударный, таская грузовой отсек мёртвым грузом.
Самый легендарный: Bell UH-1 «Ирокез»
Страна: США
Первый полет: 1956
Характеристики модификации UH-1D
Взлетная масса: 4100 кг
Двигатель: турбовальный 1100 л.с.
Максимальная скорость: 217 км/ч
Потолок: 5910 м
• «Ирокез» принял свой первый бой в 1962 году во Вьетнаме, став одним из ярчайших символов этой войны. С тех пор было произведено более 16000 UH-1 (он же «Хьюи») различных модификаций – некоторые из них по сей день стоят на вооружении многих армий мира. Кроме боевых заслуг «Ирокез» может похвастаться впечатляющей актерской карьерой.
• Вертолёт оказался в центре внимания в картине Мела Гибсона «Мы были солдатами», блистал в боевике «Зелёные береты», засветился в фильмах «Апокалипсис сегодня», «Бриллианты навсегда» и даже в сериале Star Trek. Ни один фильм о войне во Вьетнаме не мог бы обойтись без старого доброго «Хьюи».
Самый умный: Boeing A160 «Колибри»
СТРАНА: США
Первый полет: 2002
Взлетная масса: 2950 кг
Двигатель: турбовальный 572 л.с.
Максимальная скорость: 258 км/ч
Потолок: 9150
• Самое слабое звено современного вертолёта – это пилот. Без него винтокрылые машины могут летать выше, дальше, быстрее. Разведывательный беспилотник «Колибри» способен летать круглые сутки на высоте более 9000 м. Аппарат не управляется с земли, а самостоятельно принимает решения по маршруту в соответствии с боевыми задачами. Правда, пока что Boeing A160 – это лишь прототип будущей военной машины.
/По материалам popmech.ru/
Источник: https://army-news.ru/2011/03/vertolyoty-mira/